Статьи и Интервью

Разговор в учительской

День учителя всегда проигрывал Дню знаний по части внимания со стороны телевидения. Начало учебного года ещё с советских времён было принято отмечать приуроченными к 1 сентября фильмами и передачами. В какой-то год больше, в какой-то – меньше. А вот передач и фильмов к Дню учителя не припоминаю. Большинство каналов в этом году не стали изменять традиции, исключение составил канал «Культура», решивший всё-таки напомнить телезрителям о том, что у учителей есть свой профессиональный праздник. Фильмы, художественные и документальные, от советской киноклассики («Доживём до понедельника», «Розыгрыш» и другие) до собственного цикла, разрабатываемого каналом на протяжении нескольких лет («Ищу учителя»), шли всю неделю. В итоге получился своеобразный диалог поколений, разговор в учительской. Знакомые учителя из художественной киноклассики говорят о школьных проблемах с нынешними звёздами педагогики. Два взгляда на учеников, школу, учительское дело из прошлого и настоящего. Общий вопрос, как в «Дневнике директора школы»: «И на это ты ухлопал свою жизнь?»

Подробнее

Фестиваль Российского Документального Кино в Нью-Йорке: два слова после закрытия.

Документальное кино никогда не было и, наверное, никогда не будет частью масс-культуры и объектом всеобщего интереса. Потому что художественный фильм, основанный на реальных событиях или обобщающий какую-то проблему, все-таки куда увлекательнее. Представьте себе документальные съемки заседания гаражного кооператива (фильм «Гараж») или сбор бригады (фильм «Премия») – привлечет ли это массового зрителя? Или документальные кадры – интервью с постаревшими пассажирами Титаника, подлинные предметы, уцелевшие после катастрофы… Ну, я думаю, мысль ясна, можно не продолжать.
И все-таки некоторые документальные ленты – не просто информационно, а именно по силе художественного и эмоционального воздействия! – посильнее любых триллеров и «Фаустов Гете» (да простят мне эту цитату). Тут в первую очередь вспоминается «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, его жесткие прямые аналогии, не заметить и не понять которых не могли не только наши родители и бабушки-дедушки, полжизни прожившие «при Сталине», но даже я, совсем юная пионерка…

Подробнее

Потрясающие документы Второй мировой войны. Премьера фильма в Лагерхалле: Документальный фильм «Письма из русского Вердена» со ссылкой на Оснабрюк ( оснабрюкца; жителя Оснабрюка)

Автор – Том Бульманн

Оснабрюк. На фоне происходящего сегодня в регионе есть одно особенное событие — премьера фильма, которая состоится в Лагерхалле в 16 часов. Русский документальный фильм «Письма из русского Вердена» берет ( использует) письма и картины оснабрюкского художника Франца-Йозефа Лангера в качестве заголовка, чтобы рассказать о разрушениях Ржева немецкими войсками.
Битва под Ржевом была одной из самых кровавых в истории Второй мировой войны и происходила недалеко от города-побратима Оснабрюка Твери, что находится в центре России. Там находился Лангер, который, как и многие другие солдаты Вермахта из оснабрюкского края, был призван и отправлен на русский фронт. Как военному художнику ему было разрешено рисовать. Возможно, его командир надеялся на то, что Лангер создаст героические картины победных (успешных) битв. Вместо этого рисовал он, к примеру, полностью разрушенный Ржев, от которого только пара печных труб да неповрежденная церковь остались.

Подробнее

Татьяна Ефлаева, Москва: Авторскую педагогику калечат и уничтожают. А родители молчат…

Как-то я поспорила с коллегой: в какую школу лучше отдать собственного ребенка – хорошую, но обычную, массовую, или в ту, что называется «не для всех»? Уточню: я имею в виду не школу для вундеркиндов, не элитную школу…

Татьяна Ефлаева

Татьяна Ефлаева

…с профильным, гуманитарным или естественно-научным обучением, а авторскую школу, созданную самими учителями, в которой дитя с его духовным, эмоциональным и физическим развитием, — главное, в которой ему комфортно и радостно находиться (а не только учиться) каждый божий день.

Коллега, человек необыкновенно творческий, неожиданно трезво и жестко мне сказала: а как ты потом собираешься выпускать ребенка в жизнь? Не обернется ли это для него жизненной катастрофой, крушением идеалов? Не лучше ли будет, если ребенок научится жить в реальных условиях, а способности будет развивать в кружках и специальных учреждениях? А я уверена – именно авторская школа может создать ту основу веры в себя, в людей, в добро и творчество, которая поможет ему не только выстоять под напором цинизма, но и деятельно преображать эту нашу безрадостную действительность. Только что прошедший по телеканалу «Культура» новый сезон документального цикла «Ищу учителя» меня в этом еще раз убедил.

Подробнее

«Вижу целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще»

Ирина ВасильеваНа минувшей неделе канал «Культура» показал новые серии документального фильма «Ищу учителя», первые серии которого вышли в 2012 году, как раз когда велись бурные дискуссии по поводу реформы отечественного образования. Показ новых четырех серий картины подтвердил уже поставленный диагноз: школа болеет, если не реформируется и если в ней нет талантливых педагогов. Автор фильма режиссер Ирина ВАСИЛЬЕВА рассказала «НИ» о том, как рождался этот сериал, с какими трудностями пришлось столкнуться героям фильмов и участникам проекта.

– Ирина, что заставило вас мотаться по городам и весям в поиске учителей?

– Лично у меня нет никаких сантиментов по отношению к школе. Импульс исходил от моего мужа, продюсера Александра Радова, Подробнее

Фестиваль Российского Документального Кино в Нью-Йорке: два слова после закрытия.

Документальное кино никогда не было и, наверное, никогда не будет частью масс-культуры и объектом всеобщего интереса. Потому что художественный фильм, основанный на реальных событиях или обобщающий какую-то проблему, все-таки куда увлекательнее. Представьте себе документальные съемки заседания гаражного кооператива (фильм «Гараж») или сбор бригады (фильм «Премия») – привлечет ли это массового зрителя? Или документальные кадры – интервью с постаревшими пассажирами Титаника, подлинные предметы, уцелевшие после катастрофы… Подробнее

Феномен Эйнштейна

Время от времени в блогосфере пробуждается интерес к судьбе Милевы Марич. В эти моменты обычно делаются ссылки на страницы сайта Sceptic-Ratio. Последний такой всплеск произошел 20 ноября 2011 года в ЖЖ-сообществе feministki.livejournal.com. Обсуждение продолжалось в течение нескольких дней. По прошествии недели я решил почитать, о чём пишут наши российские феминистски. В общем, ничего неожиданного, кроме публикации ссылки на хроникально-документальный фильм о первой жене Эйнштейна, снятый режиссером Александром Столяровым по сценарию Ларисы Щебренко.

Фильм демонстрировался 6 апреля 2011 года на канале «Культура» и 9 мая на канале «Планета». Он называется «Любовь как постоянная величина. Альберт Эйнштейн и Милева Марич» и снят студией «Фишка-фильм» по заказу ГТРК «Культура». Он входит в длинный список лент под названием «Больше, чем любовь». Об этом цикле: Подробнее

Русская ностальгия

О документальном кино, хороших писателях и Иване Сусанине

l_petrushСияли хрусталем люстры, отражаясь в паркетах, блистали золотом узоры стен, гости же были по большей части в темном и вечернем, в темном были и представители духовенства, собиравшиеся группками невдалеке от уже роскошно накрытого стола и перешептывающиеся между собой. «Посмотрите, – наклонился к моему уху знакомый. – Видите этого человека? Это предводитель дворянского собрания. А вон там княгиня Багратиони». Вокруг высокой и представительной княгини собралась небольшая группка людей, явно относящихся к ней с большим пиететом…

Машина времени? Сон? Сцена из спектакля? Ничуть! Просто я оказалась среди приглашенных в российское консульство на банкете, посвященном открытию четвертого Российского кинофестиваля документальных Подробнее

Река по имени «Факт»

В последний день сентября в киноцентре Tribeca Cinemas в четвертый раз откроется в Нью-Йорке Фестиваль российского документального кино. Три дня на экране будет звучать русский язык.

new_york_paper
Учредитель фестиваля — корпорация «Новый Журнал» — представляет удивительную по новизне и насыщенности программу новых фильмов. Многие из них Подробнее

Под «Покровом» доброты

В православном кино документалистика теснит игровые фильмы

pokrov01В конкурсной программе было представлено более 40 фильмов из Украины, России, Беларуси, Грузии, Молдовы, Польши, Латвии. «Покров» – первый и пока что единственный в Украине международный фестиваль такого рода. Несмотря на свою вроде бы узкую тематику, с каждым годом он набирает обороты, привлекая в залы многочисленных зрителей, разных и по возрасту, Подробнее

«Абрам да Марья» – о диссидентстве и о любви

Телеканал «Культура» представляет уникальный документальный фильм «Абрам да Марья». Это история любви, невзгод и гонений, которые выпали на долю писателя-диссидента Андрея Синявского и его супруги, литературоведа Марии Розановой. Подробнее

«Капля, в которой много крови»

О фильме «Нюрнберг, которого не было»

nurnberg_01nurnberg_02Поднесенная к портрету Сталина трубка начинает дымиться. А потом, ближе к концу фильма, дым, очень похожий на трубочный, поднимается от сожженных документов, изобличающих чудовищные сталинские преступления. Тех самых документов, 64 тома которых собрала бывшая революционерка, бывшая узница ГУЛАГа, Подробнее

«Полет над страхом»

polet_02Режиссер Ирина Васильева и продюсер Александр Радов создают сложные фильмы. Не в том смысле, что их тяжело смотреть (это как раз легко и приятно), а потому что темы выбирают непростые. Выпущенные на волю преступники и приговоренные к смертной казни, безумные изобретатели и рациональные мыслители, люди творчества и монахи – это герои, к которым нелегко найти ключ и которых не примешь в свою жизнь просто так. Но, пропустив этих людей через свое сердце, Подробнее

Отзыв на фильм «Второй»

Здравствуйте! Я учусь в магистратуре Высшей школы телевидения(факультет) МГУ. Записываю здесь свои слова, сказанные вслух после просмотра фильма Ирины Васильевой и Александра Радова «ВТОРОЙ». Просмотр состоялся в пятницу 09.10.2009г.
Сказать, что фильм потрясает, нельзя. Он просто медленно, Подробнее

Из книги Сергея Муратова «Документальный фильм. Незаконченная биография» Москва, 2009 г.

Три объединения, представляющие собой еженедельные (условие не всегда соблюдающееся) циклы портретных фильмов, чаще других привлекают к себе внимание нынешней аудитории: «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (в эфире с 1998 года), Подробнее

Газета «ПОДОКОННИК» от 14.08.09 «ВТОРОЙ»

radov_vasil02Сценарист и режиссер Ирина Васильева, дипломант прошлого «Окна в Европу», привезла на фестиваль свой документальный фильм о Григории Померанце — «уходящей натуре, последнем философе и мудреце». Фильм является частью цикла «Больше, чем любовь», идущего на канале «Культура» вот уже десять лет, Ирина Васильева делает его вместе с продюсером Александром Радовым. Подробнее

Радио передача «ФОМА»

Часть 1:

Часть 2:

СК НОВОСТИ #7-8 от 08.07.2009 МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Пожалуй, только один фильм трезво и отчетливо говорит зрителю от том, что есть и другие пути в поисках себя, любви и мира. Не только одиночество, пьянь, мат и деградация. Новая работа Веры Сторожевой «Скоро весна», снятая по сценарию документалиста Ирины Васильевой, принципиальна тем же, что и 20 лет назад картина Теймураза Баблуани:
она создана художником, выстрадавшим определенность своей жизненной позиции. И рассказывает о цельных людях, как писал В. Божович, не желающих делить Подробнее

Статья И. Власюк, газета «Антена»

antena_01— Название рискованное. Что может быть больше, чем любовь?

— Для нас больше — значит шире. Мы берем больше земли вокруг этого корня. Мы показываем страсти — надо же как-то будить людей

— Что важнее при выборе героев — масштаб персоны или сила чувства?

— Мы предпочитаем чувства, каналы — имена. У нас есть истории Подробнее

«Самое интересное в человеке»

Каждый раз удивительно наблюдать, как отражается характер создателя в плодах его деятельности. Даже такое технологичное, коллективное изделие как телепрограмма, все равно несет в себе авторское подобие. Десять лет выходит на телеэкраны документальный цикл «Больше чем любовь». О любви людей, как правило, талантливых, иногда — гениев, иногда — очень знаменитых, а иногда — не очень. Борис Пастернак и Ольга Ивинская, Рихард Зорге и его русская жена, генерал Колчак и Анна Тимирева, Тургенев и Виардо, Олег и Лиза Даль… Каждый фильм сделан на свой лад, Подробнее

Александр Радов и Ирина Васильева: «За независимость нужно платить»

radov_vasil01В прошлый раз мы говорили о взгляде на документалистику с представителем крупного федерального телеканала. Теперь попробуем взглянуть на тот же предмет с другой стороны. Сергей Сычев встретился с руководителями одной из главных независимых студий — производителей неигрового кино в России «Фишка-Фильм» Александром Радовым и Ириной Васильевой.

— Каковы тенденции телевизионной документалистики? Чего требуют от авторов каналы?

И.В.: Есть общий дух времени. При некоторых модификациях у каналов Подробнее