Пожалуй, только один фильм трезво и отчетливо говорит зрителю от том, что есть и другие пути в поисках себя, любви и мира. Не только одиночество, пьянь, мат и деградация. Новая работа Веры Сторожевой «Скоро весна», снятая по сценарию документалиста Ирины Васильевой, принципиальна тем же, что и 20 лет назад картина Теймураза Баблуани:
она создана художником, выстрадавшим определенность своей жизненной позиции. И рассказывает о цельных людях, как писал В. Божович, не желающих делить свою личность на части. По крайней мере, герои Сторожевой стараются идти по пути противостояния злу и насилию.
Героиня фильма, хрупкая монахиня, мать Екатерина, живет на разрушенном подворье монастыря. Церковную ограду переступили разные люди: от блаженного до алкаша, от «нового русского» до бомжа, от неофита до старицы. Но каждый, придя с собственной нуждой, обрел на подворье нечто определенное. То, что не так просто формулируется в словах и трудно раскрывается на экране, будь стилистика реалистичной и условной. Это незримый, но точный в знаковых деталях путь человека к самому себе и к Богу. Путь в преодолении себя, самости и эгоизма. Он обозначен кротким взглядом героини, сыгранной Ксенией Кутеповой. Чувствуется в мерном ритме крестных ходов насельников с просьбой о прощении дневных обид перед сном. Разлит в красоте природы, пробудившейся от зимней спячки. Это особый строй мыслей и чувств, образ жизни, который, пусть отчасти, запечатлен в незатейливой мелодраме. Держится он на тысячелетнем человеческом опыте и совести каждого, что дана нам изначально и не утрачена до конца. Потому и доходит до сердца, несмотря на претензии критиков к отдельным эпизодам, слишком красочным или аттракционным, как красное платье юной героини — обаятельной Ольги Поповой.
Не будь нелукавой простоты фильма «Скоро весна», говорить о кино 20-го «Кинотавра» было бы труднее и безнадежнее.
Статья Татьяны Москвины-Ященко