Собрание всех статей и интервью
«Где мое лицо, отдайте!»
Фильм-мистификация, фильм на грани фола, без табу, не похожий на другие. Светлый и горький, смешной и очень одинокий. О картине «Лицо»
Внезапно Дьулустан Мухин — простой парень из якутского села — стал звездой.
Как?
Фотография необычного подростка попала на фотовыставку «Арктика без границ» и полетела по обложкам мировых журналов. Так работает масс-медиа — цепляется за «представителя малых народов», потом множит уникальное, превращая его в «общедоступное».
Григорию Померанцу — сто лет. Пять лет его нет с нами. «Новая газета» покажет видео-версию избранных глав из книги выдающегося культуролога «Записки гадкого утенка»
Перевести «Записки гадкого утенка» на язык кино решились режиссер Ирина Васильева и продюсер Александр Радов. Деньги на этот кинопроект собирали всем миром в интернете, поскольку опыт одного из последних национальных авторитетов важен для каждого.
Его книга — признание маленького человека, в сердце которого вместилась огромная трагическая история одного из самых страшных веков. Сталинизм, фронт, цена победы, ХХ съезд и очередные заморозки. Но вместо ожесточения автор предлагает путешествие в судьбу цивилизации и погружение в пространство собственного «я». Испытания, духовные кризисы, способность быть счастливым, в какие бы бездны и капканы не заводила судьба. Исповедь мудреца писалась на даче, главы ее прятали за поленьями дров — в любую минуту мог быть обыск.
Григорий Померанц: «Всегда быть верным самому себе»
Psychologies: Почему вы решились на этот проект именно сейчас?
Ирина Васильева: Мы абсолютно уверены, что в грозовом воздухе нашей действительности всем нам очень нужен спокойный, тихий, мудрый голос Григория Соломоновича. Мы хотим сделать видеоверсию его автобиографии, исповедальной книги «Записки гадкого утенка», выбрав произвольно двенадцать тем, и запускаем сейчас первые пять. Все в этой великой книге дано от первого лица, испытано на собственной шкуре – две войны, фронт, лагерь, запрет на профессию, нищета, болезни, духовные кризисы и Любовь. И умение быть счастливым хоть под бомбами на передовой, хоть за колючей проволокой Каргопольлага.
Разговор в учительской
День учителя всегда проигрывал Дню знаний по части внимания со стороны телевидения. Начало учебного года ещё с советских времён было принято отмечать приуроченными к 1 сентября фильмами и передачами. В какой-то год больше, в какой-то – меньше. А вот передач и фильмов к Дню учителя не припоминаю. Большинство каналов в этом году не стали изменять традиции, исключение составил канал «Культура», решивший всё-таки напомнить телезрителям о том, что у учителей есть свой профессиональный праздник. Фильмы, художественные и документальные, от советской киноклассики («Доживём до понедельника», «Розыгрыш» и другие) до собственного цикла, разрабатываемого каналом на протяжении нескольких лет («Ищу учителя»), шли всю неделю. В итоге получился своеобразный диалог поколений, разговор в учительской. Знакомые учителя из художественной киноклассики говорят о школьных проблемах с нынешними звёздами педагогики. Два взгляда на учеников, школу, учительское дело из прошлого и настоящего. Общий вопрос, как в «Дневнике директора школы»: «И на это ты ухлопал свою жизнь?»
Фестиваль Российского Документального Кино в Нью-Йорке: два слова после закрытия.
Документальное кино никогда не было и, наверное, никогда не будет частью масс-культуры и объектом всеобщего интереса. Потому что художественный фильм, основанный на реальных событиях или обобщающий какую-то проблему, все-таки куда увлекательнее. Представьте себе документальные съемки заседания гаражного кооператива (фильм «Гараж») или сбор бригады (фильм «Премия») – привлечет ли это массового зрителя? Или документальные кадры – интервью с постаревшими пассажирами Титаника, подлинные предметы, уцелевшие после катастрофы… Ну, я думаю, мысль ясна, можно не продолжать.
И все-таки некоторые документальные ленты – не просто информационно, а именно по силе художественного и эмоционального воздействия! – посильнее любых триллеров и «Фаустов Гете» (да простят мне эту цитату). Тут в первую очередь вспоминается «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, его жесткие прямые аналогии, не заметить и не понять которых не могли не только наши родители и бабушки-дедушки, полжизни прожившие «при Сталине», но даже я, совсем юная пионерка…
Потрясающие документы Второй мировой войны. Премьера фильма в Лагерхалле: Документальный фильм «Письма из русского Вердена» со ссылкой на Оснабрюк ( оснабрюкца; жителя Оснабрюка)
Автор – Том Бульманн
Оснабрюк. На фоне происходящего сегодня в регионе есть одно особенное событие — премьера фильма, которая состоится в Лагерхалле в 16 часов. Русский документальный фильм «Письма из русского Вердена» берет ( использует) письма и картины оснабрюкского художника Франца-Йозефа Лангера в качестве заголовка, чтобы рассказать о разрушениях Ржева немецкими войсками.
Битва под Ржевом была одной из самых кровавых в истории Второй мировой войны и происходила недалеко от города-побратима Оснабрюка Твери, что находится в центре России. Там находился Лангер, который, как и многие другие солдаты Вермахта из оснабрюкского края, был призван и отправлен на русский фронт. Как военному художнику ему было разрешено рисовать. Возможно, его командир надеялся на то, что Лангер создаст героические картины победных (успешных) битв. Вместо этого рисовал он, к примеру, полностью разрушенный Ржев, от которого только пара печных труб да неповрежденная церковь остались.
Татьяна Ефлаева, Москва: Авторскую педагогику калечат и уничтожают. А родители молчат…
Как-то я поспорила с коллегой: в какую школу лучше отдать собственного ребенка – хорошую, но обычную, массовую, или в ту, что называется «не для всех»? Уточню: я имею в виду не школу для вундеркиндов, не элитную школу…
…с профильным, гуманитарным или естественно-научным обучением, а авторскую школу, созданную самими учителями, в которой дитя с его духовным, эмоциональным и физическим развитием, — главное, в которой ему комфортно и радостно находиться (а не только учиться) каждый божий день.
Коллега, человек необыкновенно творческий, неожиданно трезво и жестко мне сказала: а как ты потом собираешься выпускать ребенка в жизнь? Не обернется ли это для него жизненной катастрофой, крушением идеалов? Не лучше ли будет, если ребенок научится жить в реальных условиях, а способности будет развивать в кружках и специальных учреждениях? А я уверена – именно авторская школа может создать ту основу веры в себя, в людей, в добро и творчество, которая поможет ему не только выстоять под напором цинизма, но и деятельно преображать эту нашу безрадостную действительность. Только что прошедший по телеканалу «Культура» новый сезон документального цикла «Ищу учителя» меня в этом еще раз убедил.
«Вижу целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще»
– Ирина, что заставило вас мотаться по городам и весям в поиске учителей?
– Лично у меня нет никаких сантиментов по отношению к школе. Импульс исходил от моего мужа, продюсера Александра Радова, он в своей прошлой журналистской жизни много писал о школе. Но главной движущей силой был Виталий Трояновский – страстный инициатор благородных идей на «Культуре». Но это была идея не только благородная, но и рисковая: затронуть тему, реально цепляющую всех, кровоточащую, ключевую. Первые пять серий «Ищу учителя» вышли год назад и подтвердили диагноз: школу реформировать необходимо. Только совсем по-другому. У нас еще существуют потрясающие авторские школы, произведения педагогического искусства, учителя – настоящие гении, подлинные художники…
Фестиваль Российского Документального Кино в Нью-Йорке: два слова после закрытия.
Документальное кино никогда не было и, наверное, никогда не будет частью масс-культуры и объектом всеобщего интереса. Потому что художественный фильм, основанный на реальных событиях или обобщающий какую-то проблему, все-таки куда увлекательнее. Представьте себе документальные съемки заседания гаражного кооператива (фильм «Гараж») или сбор бригады (фильм «Премия») – привлечет ли это массового зрителя? Или документальные кадры – интервью с постаревшими пассажирами Титаника, подлинные предметы, уцелевшие после катастрофы… Ну, я думаю, мысль ясна, можно не продолжать.
Феномен Эйнштейна
Время от времени в блогосфере пробуждается интерес к судьбе Милевы Марич. В эти моменты обычно делаются ссылки на страницы сайта Sceptic-Ratio. Последний такой всплеск произошел 20 ноября 2011 года в ЖЖ-сообществе feministki.livejournal.com. Обсуждение продолжалось в течение нескольких дней. По прошествии недели я решил почитать, о чём пишут наши российские феминистски. В общем, ничего неожиданного, кроме публикации ссылки на хроникально-документальный фильм о первой жене Эйнштейна, снятый режиссером Александром Столяровым по сценарию Ларисы Щебренко.
Фильм демонстрировался 6 апреля 2011 года на канале «Культура» и 9 мая на канале «Планета». Он называется «Любовь как постоянная величина. Альберт Эйнштейн и Милева Марич» и снят студией «Фишка-фильм» по заказу ГТРК «Культура». Он входит в длинный список лент под названием «Больше, чем любовь». Об этом цикле:
Русская ностальгия
О документальном кино, хороших писателях и Иване Сусанине
Машина времени? Сон? Сцена из спектакля? Ничуть! Просто я оказалась среди приглашенных в российское консульство на банкете, посвященном открытию четвертого Российского кинофестиваля документальных фильмов в Нью-Йорке. И, несмотря на позолоту и дворянские титулы (категорически запрещаемые в Америке ее гражданам, кстати сказать), современность давала о себе знать на каждом шагу. Духовенство то и дело вынимало маленькие фотоаппаратики и фотографировало друг друга со вспышкой. Пышно накрытый стол предательски выдавал причастность повара к советской кухне. Запеченные мидии и прямо-таки царские каскады креветок мирно соседствовали с селедкой под шубой – коронным блюдом застолья времен переполненных коммуналок.
Река по имени «Факт»
В последний день сентября в киноцентре Tribeca Cinemas в четвертый раз откроется в Нью-Йорке Фестиваль российского документального кино. Три дня на экране будет звучать русский язык.
Учредитель фестиваля — корпорация «Новый Журнал» — представляет удивительную по новизне и насыщенности программу новых фильмов. Многие из них удостоены многих наград, как в России, так и за рубежом. Фестиваль отмечен двумя особенностями: очень много женщин – на экране и за кадром. Американские феминистки могли бы порадоваться такому расцвету женского кино. Второе – неожиданная тематическая подборка прекрасных писательских имен. Судите сами.
Под «Покровом» доброты
В православном кино документалистика теснит игровые фильмы
«Абрам да Марья» – о диссидентстве и о любви
Телеканал «Культура» представляет уникальный документальный фильм «Абрам да Марья». Это история любви, невзгод и гонений, которые выпали на долю писателя-диссидента Андрея Синявского и его супруги, литературоведа Марии Розановой. В этом году, 8 октября, исполнилось 85 лет со дня рождения Андрея Синявского.
Немного найдется людей, кто бы столь пристально всматривался в узоры собственной судьбы, как Андрей Синявский и Марья Розанова. Но всмотреться мало, нужно еще быть и ее авторами. Авторами и героями любовного романа с авантюрным сюжетом. Романа–сенсации. Романа–детектива о Советском Союзе, лагере, эмиграции, подпольной деятельности, диссидентстве и о любви…
«Свет очей Машенька, ежедневно и поминутно переживаю к тебе такие приступы любви и жалости, что хочется все оставить и повторять на распев Маша, Машенька, деточка. Воркования и причитания неподдающиеся записыванию. Сдувать пушинки, носить на груди, выводить на прогулку, кормить, поить, обувать, одевать еще и еще. И все мало… А все-таки при всех затмениях в нашей жизни, как прекрасно, что мы имеем в лице друг друга такое счастье, что трудно поверить. Я люблю тебя самым глупым образом!» – писал много позже Андрей Синявский.
«Капля, в которой много крови»
О фильме «Нюрнберг, которого не было»
Метафора с дымящейся трубкой — главная в фильме «Нюрнберг, которого не было» (сценарий Ирины Васильевой, режиссер Игорь Холодков, продюсер Александр Радов). Это фильм документальный, потому что целиком основан на документах и свидетельствах, и в то же время игровой, потому что в нем участвуют актеры (в том числе Юлия Рутберг) и задана вполне драматургическая форма: радиорепортажа с суда над сталинизмом, «нашего Нюрнберга». Которого не было. Собственно оттого и дымится сталинская трубка: главное зло не осуждено окончательно и потому трансформировалось в смягченное зло нашего времени. Об этом в фильме говорит замечательный философ и писатель, сам бывший политзэк Григорий Померанц, лично знавший Шатуновскую. Женщину, которая первой доказательно назвала Сталина убийцей.
«Полет над страхом»
Так, на фестивале «Окно в Европу» 2008 года Ирина Васильева получила диплом жюри за фильм «Головная боль господина Люмьера», в этом году – приз им. Станислава и Андрея Ростоцких за фильм о философе Григории Померанце «Второй». В ноябре на экраны выходит снятый по сценарию Ирины Васильевой художественный фильм режиссера Веры Сторожевой «Скоро Весна», повествующий о монахине, управляющей хозяйственным подворьем, в котором трудяться потерявшиеся в этом жизни мужики…
С создателями столь необычных во всех отношениях картин беседует кинокритик Сергей Сычев.
Отзыв на фильм «Второй»
Здравствуйте! Я учусь в магистратуре Высшей школы телевидения(факультет) МГУ. Записываю здесь свои слова, сказанные вслух после просмотра фильма Ирины Васильевой и Александра Радова «ВТОРОЙ». Просмотр состоялся в пятницу 09.10.2009г.
Сказать, что фильм потрясает, нельзя. Он просто медленно, как игла, вползает тебе под кожу и впрыскивает лекарство. На протяжении недолгого времени просмотра каждый берет для себя то,в чем нуждается. Для меня — это рассуждения о Боге, любви,семье. Это очень личное,но для меня, недавно потерявшей бабушку с ее словами обращения ко мне «дитятко моленое» — очень важно, что фильм становится признанным, что слова о вере и любви не натыкаются на злобу, раздражение и неприятие.Стало светать в сердцах людей — это очевидно.
Из книги Сергея Муратова «Документальный фильм. Незаконченная биография» Москва, 2009 г.
Три объединения, представляющие собой еженедельные (условие не всегда соблюдающееся) циклы портретных фильмов, чаще других привлекают к себе внимание нынешней аудитории: «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (в эфире с 1998 года), «Острова» Виталия Трояновского и Ирины Изловой (с 2000 г.) и «Больше, чем любовь» Александра Радова и Ирины Васильевой (с 2002 г).
Канал «Культура» — последнее поле для экспериментов, где не навязывают условий формата, не утаптывают творческую оригинальность, нет нелепой заредактированности и проплаченной рекламы (канал некоммерческий), и люди ещ¸ не разучились смотреть на человеческие драмы с позиций искусства.
Газета «ПОДОКОННИК» от 14.08.09 «ВТОРОЙ»
Ирина Васильева: Григорий Померанц — человек, имеющий мужество взвалить на себя непомерную ношу — любить больную, заведомо обреченную женщину, и в этом видит смысл своего существования и долг любви. В нашем прагматичном мире он, как инопланетянин. Чего только не было в жизни этого человека — илагеря, и война, и самидат, и диссиденство. Когда мы ему предложили стать нашим героем, он вскричал: «Как?! Я прожил 93 года, а вы хотите уложить это в 39 минут?», но потом согласился. Сейчас самоналичие «говорящей головы» реабилитировано, а раньше это считалось страшным минусом длядокументального кино. Этот айсберг перевернулся совсем недавно. Померанц мог бы говорить бесконечно, но надо понимать, что он старый человек, он мог и заснуть в кадре. Энергетика неизбежно падала, и моя задача была поднять эту энергетику путем картинок, визуальных образов.
Радио передача «ФОМА»
Часть 1:
Часть 2:
СК НОВОСТИ #7-8 от 08.07.2009 МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Пожалуй, только один фильм трезво и отчетливо говорит зрителю от том, что есть и другие пути в поисках себя, любви и мира. Не только одиночество, пьянь, мат и деградация. Новая работа Веры Сторожевой «Скоро весна», снятая по сценарию документалиста Ирины Васильевой, принципиальна тем же, что и 20 лет назад картина Теймураза Баблуани:
она создана художником, выстрадавшим определенность своей жизненной позиции. И рассказывает о цельных людях, как писал В. Божович, не желающих делить свою личность на части. По крайней мере, герои Сторожевой стараются идти по пути противостояния злу и насилию.
Статья И. Власюк, газета «Антена»
— Для нас больше — значит шире. Мы берем больше земли вокруг этого корня. Мы показываем страсти — надо же как-то будить людей
— Что важнее при выборе героев — масштаб персоны или сила чувства?
— Мы предпочитаем чувства, каналы — имена. У нас есть истории и о простых людях — на любви-то мы собаку съели. Но большим каналам чистые истории не так интересны — им хочется поострее, поскандальнее. Канал «Культура» — редское исключение.
«Самое интересное в человеке»
Каждый раз удивительно наблюдать, как отражается характер создателя в плодах его деятельности. Даже такое технологичное, коллективное изделие как телепрограмма, все равно несет в себе авторское подобие. Десять лет выходит на телеэкраны документальный цикл «Больше чем любовь». О любви людей, как правило, талантливых, иногда — гениев, иногда — очень знаменитых, а иногда — не очень. Борис Пастернак и Ольга Ивинская, Рихард Зорге и его русская жена, генерал Колчак и Анна Тимирева, Тургенев и Виардо, Олег и Лиза Даль… Каждый фильм сделан на свой лад, документальные мелодрамы, трагедии и комедии, авантюрные романы — вместе они слагаются в монументальную фреску. Если мир — театр, то люди в нем — герои-любовники. Никому этой темы не миновать. Проект изобрели и делают на своей студии «Фишка-фильм» продюсер Александр Радов и арт-директор Ирина Васильева, Саша плюс Ира, муж да жена. Недавно на канале «Культура» прошел двухсерийный фильм «Фишки» об Андрее Синявском и Марии Розановой — «Абрам да Марья». Но и жизнь создателей — готовый сценарий для фильма из их собственного цикла. Александр Радов — обозреватель раннеперестроечного легендарного «Огонька», писатель, социолог, кандидат философских наук, человек с больной совестью шестидесятника и здоровой активностью предпринимателя. Ирина Васильева — сценарист, лауреат сценарных конкурсов, автор трех поставленных и десятка непоставленных сценариев, известных «в узких кругах», нашедшая прибежище на телевидении в те же раннеперестроечные годы.
Александр Радов и Ирина Васильева: «За независимость нужно платить»
— Каковы тенденции телевизионной документалистики? Чего требуют от авторов каналы?
И.В.: Есть общий дух времени. При некоторых модификациях у каналов приблизительно одинаковые черты.
А.Р.: Формально это выставляется как соответствие международным требованиям, стандарту ВВС.
И.В.: Три слона, на которых держится международный формат, — синхрон, хроника и дикторский текст.
А.Р.: Вслед за Западом у нас в документальных проектах укоренились и игровые реконструкции. Кто-то делает это талантливо, а кто-то — нет.
И.В.: Есть и нюансы, отличающие один канал от другого. «Первый канал» позволяет себе работать с очень широким спектром фильмов. Там больше исключений, он свободнее, чем другие, увереннее в себе. Живая струя в мертвом русле. Например, купили для показа наш фильм «Б.О.Г. и «Божена», где нет дикторского текста. Это не формат. Но они не потребовали ни единой поправки. Мы были потрясены.
— Есть ли там жанры, которые вообще не представлены на других каналах?
И.В.: «Гении и злодеи», например. Это докудрама, но очень высокого уровня креатива. Хуже ругательства, чем «артхаус», на телевидении нет. Хуже мата.