Статьи и интервью

Собрание всех статей и интервью

 

Григорию Померанцу — сто лет. Пять лет его нет с нами. «Новая газета» покажет видео-версию избранных глав из книги выдающегося культуролога «Записки гадкого утенка»

Перевести «Записки гадкого утенка» на язык кино решились режиссер Ирина Васильева и продюсер Александр Радов. Деньги на этот кинопроект собирали всем миром в интернете, поскольку опыт одного из последних национальных авторитетов важен для каждого.

Его книга — признание маленького человека, в сердце которого вместилась огромная трагическая история одного из самых страшных веков. Сталинизм, фронт, цена победы, ХХ съезд и очередные заморозки. Но вместо ожесточения автор предлагает путешествие в судьбу цивилизации и погружение в пространство собственного «я». Испытания, духовные кризисы, способность быть счастливым, в какие бы бездны и капканы не заводила судьба. Исповедь мудреца писалась на даче, главы ее прятали за поленьями дров — в любую минуту мог быть обыск.

Читать далее…


Григорий Померанц: «Всегда быть верным самому себе»

«Записки гадкого утенка» Григория Померанца станут фильмом «Учебник счастья». Режиссер Ирина Васильева создает видеоверсию книги-исповеди философа, культуролога и одного из самых интересных мыслителей нашего времени. О чем будет этот фильм?

Psychologies: Почему вы решились на этот проект именно сейчас?

Ирина Васильева: Мы абсолютно уверены, что в грозовом воздухе нашей действительности всем нам очень нужен спокойный, тихий, мудрый голос Григория Соломоновича. Мы хотим сделать видеоверсию его автобиографии, исповедальной книги «Записки гадкого утенка», выбрав произвольно двенадцать тем, и запускаем сейчас первые пять. Все в этой великой книге дано от первого лица, испытано на собственной шкуре – две войны, фронт, лагерь, запрет на профессию, нищета, болезни, духовные кризисы и Любовь. И умение быть счастливым хоть под бомбами на передовой, хоть за колючей проволокой Каргопольлага.

Читать далее…


Разговор в учительской

День учителя всегда проигрывал Дню знаний по части внимания со стороны телевидения. Начало учебного года ещё с советских времён было принято отмечать приуроченными к 1 сентября фильмами и передачами. В какой-то год больше, в какой-то – меньше. А вот передач и фильмов к Дню учителя не припоминаю. Большинство каналов в этом году не стали изменять традиции, исключение составил канал «Культура», решивший всё-таки напомнить телезрителям о том, что у учителей есть свой профессиональный праздник. Фильмы, художественные и документальные, от советской киноклассики («Доживём до понедельника», «Розыгрыш» и другие) до собственного цикла, разрабатываемого каналом на протяжении нескольких лет («Ищу учителя»), шли всю неделю. В итоге получился своеобразный диалог поколений, разговор в учительской. Знакомые учителя из художественной киноклассики говорят о школьных проблемах с нынешними звёздами педагогики. Два взгляда на учеников, школу, учительское дело из прошлого и настоящего. Общий вопрос, как в «Дневнике директора школы»: «И на это ты ухлопал свою жизнь?»

Читать далее…


Фестиваль Российского Документального Кино в Нью-Йорке: два слова после закрытия.

Документальное кино никогда не было и, наверное, никогда не будет частью масс-культуры и объектом всеобщего интереса. Потому что художественный фильм, основанный на реальных событиях или обобщающий какую-то проблему, все-таки куда увлекательнее. Представьте себе документальные съемки заседания гаражного кооператива (фильм «Гараж») или сбор бригады (фильм «Премия») – привлечет ли это массового зрителя? Или документальные кадры – интервью с постаревшими пассажирами Титаника, подлинные предметы, уцелевшие после катастрофы… Ну, я думаю, мысль ясна, можно не продолжать.
И все-таки некоторые документальные ленты – не просто информационно, а именно по силе художественного и эмоционального воздействия! – посильнее любых триллеров и «Фаустов Гете» (да простят мне эту цитату). Тут в первую очередь вспоминается «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, его жесткие прямые аналогии, не заметить и не понять которых не могли не только наши родители и бабушки-дедушки, полжизни прожившие «при Сталине», но даже я, совсем юная пионерка…

Читать далее…


Потрясающие документы Второй мировой войны. Премьера фильма в Лагерхалле: Документальный фильм «Письма из русского Вердена» со ссылкой на Оснабрюк ( оснабрюкца; жителя Оснабрюка)

Автор – Том Бульманн

Оснабрюк. На фоне происходящего сегодня в регионе есть одно особенное событие — премьера фильма, которая состоится в Лагерхалле в 16 часов. Русский документальный фильм «Письма из русского Вердена» берет ( использует) письма и картины оснабрюкского художника Франца-Йозефа Лангера в качестве заголовка, чтобы рассказать о разрушениях Ржева немецкими войсками.
Битва под Ржевом была одной из самых кровавых в истории Второй мировой войны и происходила недалеко от города-побратима Оснабрюка Твери, что находится в центре России. Там находился Лангер, который, как и многие другие солдаты Вермахта из оснабрюкского края, был призван и отправлен на русский фронт. Как военному художнику ему было разрешено рисовать. Возможно, его командир надеялся на то, что Лангер создаст героические картины победных (успешных) битв. Вместо этого рисовал он, к примеру, полностью разрушенный Ржев, от которого только пара печных труб да неповрежденная церковь остались.

Читать далее…


Татьяна Ефлаева, Москва: Авторскую педагогику калечат и уничтожают. А родители молчат…

Как-то я поспорила с коллегой: в какую школу лучше отдать собственного ребенка – хорошую, но обычную, массовую, или в ту, что называется «не для всех»? Уточню: я имею в виду не школу для вундеркиндов, не элитную школу…

Татьяна Ефлаева
Татьяна Ефлаева

…с профильным, гуманитарным или естественно-научным обучением, а авторскую школу, созданную самими учителями, в которой дитя с его духовным, эмоциональным и физическим развитием, — главное, в которой ему комфортно и радостно находиться (а не только учиться) каждый божий день.

Коллега, человек необыкновенно творческий, неожиданно трезво и жестко мне сказала: а как ты потом собираешься выпускать ребенка в жизнь? Не обернется ли это для него жизненной катастрофой, крушением идеалов? Не лучше ли будет, если ребенок научится жить в реальных условиях, а способности будет развивать в кружках и специальных учреждениях? А я уверена – именно авторская школа может создать ту основу веры в себя, в людей, в добро и творчество, которая поможет ему не только выстоять под напором цинизма, но и деятельно преображать эту нашу безрадостную действительность. Только что прошедший по телеканалу «Культура» новый сезон документального цикла «Ищу учителя» меня в этом еще раз убедил.

Читать далее…


«Вижу целенаправленное желание получить на выходе из школы народец попроще»

Ирина ВасильеваНа минувшей неделе канал «Культура» показал новые серии документального фильма «Ищу учителя», первые серии которого вышли в 2012 году, как раз когда велись бурные дискуссии по поводу реформы отечественного образования. Показ новых четырех серий картины подтвердил уже поставленный диагноз: школа болеет, если не реформируется и если в ней нет талантливых педагогов. Автор фильма режиссер Ирина ВАСИЛЬЕВА рассказала «НИ» о том, как рождался этот сериал, с какими трудностями пришлось столкнуться героям фильмов и участникам проекта.

– Ирина, что заставило вас мотаться по городам и весям в поиске учителей?

– Лично у меня нет никаких сантиментов по отношению к школе. Импульс исходил от моего мужа, продюсера Александра Радова, он в своей прошлой журналистской жизни много писал о школе. Но главной движущей силой был Виталий Трояновский – страстный инициатор благородных идей на «Культуре». Но это была идея не только благородная, но и рисковая: затронуть тему, реально цепляющую всех, кровоточащую, ключевую. Первые пять серий «Ищу учителя» вышли год назад и подтвердили диагноз: школу реформировать необходимо. Только совсем по-другому. У нас еще существуют потрясающие авторские школы, произведения педагогического искусства, учителя – настоящие гении, подлинные художники…

Читать далее…


Фестиваль Российского Документального Кино в Нью-Йорке: два слова после закрытия.

Документальное кино никогда не было и, наверное, никогда не будет частью масс-культуры и объектом всеобщего интереса. Потому что художественный фильм, основанный на реальных событиях или обобщающий какую-то проблему, все-таки куда увлекательнее. Представьте себе документальные съемки заседания гаражного кооператива (фильм «Гараж») или сбор бригады (фильм «Премия») – привлечет ли это массового зрителя? Или документальные кадры – интервью с постаревшими пассажирами Титаника, подлинные предметы, уцелевшие после катастрофы… Ну, я думаю, мысль ясна, можно не продолжать.

Читать далее…


Феномен Эйнштейна

Время от времени в блогосфере пробуждается интерес к судьбе Милевы Марич. В эти моменты обычно делаются ссылки на страницы сайта Sceptic-Ratio. Последний такой всплеск произошел 20 ноября 2011 года в ЖЖ-сообществе feministki.livejournal.com. Обсуждение продолжалось в течение нескольких дней. По прошествии недели я решил почитать, о чём пишут наши российские феминистски. В общем, ничего неожиданного, кроме публикации ссылки на хроникально-документальный фильм о первой жене Эйнштейна, снятый режиссером Александром Столяровым по сценарию Ларисы Щебренко.

Фильм демонстрировался 6 апреля 2011 года на канале «Культура» и 9 мая на канале «Планета». Он называется «Любовь как постоянная величина. Альберт Эйнштейн и Милева Марич» и снят студией «Фишка-фильм» по заказу ГТРК «Культура». Он входит в длинный список лент под названием «Больше, чем любовь». Об этом цикле:

Читать далее…


Русская ностальгия

О документальном кино, хороших писателях и Иване Сусанине

l_petrushСияли хрусталем люстры, отражаясь в паркетах, блистали золотом узоры стен, гости же были по большей части в темном и вечернем, в темном были и представители духовенства, собиравшиеся группками невдалеке от уже роскошно накрытого стола и перешептывающиеся между собой. «Посмотрите, – наклонился к моему уху знакомый. – Видите этого человека? Это предводитель дворянского собрания. А вон там княгиня Багратиони». Вокруг высокой и представительной княгини собралась небольшая группка людей, явно относящихся к ней с большим пиететом…

Машина времени? Сон? Сцена из спектакля? Ничуть! Просто я оказалась среди приглашенных в российское консульство на банкете, посвященном открытию четвертого Российского кинофестиваля документальных фильмов в Нью-Йорке. И, несмотря на позолоту и дворянские титулы (категорически запрещаемые в Америке ее гражданам, кстати сказать), современность давала о себе знать на каждом шагу. Духовенство то и дело вынимало маленькие фотоаппаратики и фотографировало друг друга со вспышкой. Пышно накрытый стол предательски выдавал причастность повара к советской кухне. Запеченные мидии и прямо-таки царские каскады креветок мирно соседствовали с селедкой под шубой – коронным блюдом застолья времен переполненных коммуналок.

Читать далее…


Река по имени «Факт»

В последний день сентября в киноцентре Tribeca Cinemas в четвертый раз откроется в Нью-Йорке Фестиваль российского документального кино. Три дня на экране будет звучать русский язык.

new_york_paper
Учредитель фестиваля — корпорация «Новый Журнал» — представляет удивительную по новизне и насыщенности программу новых фильмов. Многие из них удостоены многих наград, как в России, так и за рубежом. Фестиваль отмечен двумя особенностями: очень много женщин – на экране и за кадром. Американские феминистки могли бы порадоваться такому расцвету женского кино. Второе – неожиданная тематическая подборка прекрасных писательских имен. Судите сами.

Читать далее…


Под «Покровом» доброты

В православном кино документалистика теснит игровые фильмы

pokrov01В конкурсной программе было представлено более 40 фильмов из Украины, России, Беларуси, Грузии, Молдовы, Польши, Латвии. «Покров» – первый и пока что единственный в Украине международный фестиваль такого рода. Несмотря на свою вроде бы узкую тематику, с каждым годом он набирает обороты, привлекая в залы многочисленных зрителей, разных и по возрасту, и по степени религиозности, но единых в любви к кино и приверженности христианским ценностям. Все это происходит благодаря фестивальной команде во главе со священником Александром Акуловым, стремящейся собрать со всего православного мира лучшие работы о христианском образе жизни, о великих святынях, о людях веры. Уже стало традицией открывать фестиваль большой премьерой. В разные годы это были такие знаковые фильмы, как «Остров» Павла Лунгина, «12» Никиты Михалкова, «Адмирал» Андрея Кравчука, сломавшие стереотипы о «скучном» и некоммерческом православном кино. Казалось бы, такие фильмы-открытия должны затмевать остальные конкурсные работы. Однако уровень документальных картин, присланных на фестиваль, растет из года в год не только количественно, но и качественно. Причем ярким свидетельством того, что православная документалистика теснит игровое православное кино, явилось награждение прошедшего фестиваля.

Читать далее…


«Абрам да Марья» – о диссидентстве и о любви

Телеканал «Культура» представляет уникальный документальный фильм «Абрам да Марья». Это история любви, невзгод и гонений, которые выпали на долю писателя-диссидента Андрея Синявского и его супруги, литературоведа Марии Розановой. В этом году, 8 октября, исполнилось 85 лет со дня рождения Андрея Синявского.
Немного найдется людей, кто бы столь пристально всматривался в узоры собственной судьбы, как Андрей Синявский и Марья Розанова. Но всмотреться мало, нужно еще быть и ее авторами. Авторами и героями любовного романа с авантюрным сюжетом. Романа–сенсации. Романа–детектива о Советском Союзе, лагере, эмиграции, подпольной деятельности, диссидентстве и о любви…
«Свет очей Машенька, ежедневно и поминутно переживаю к тебе такие приступы любви и жалости, что хочется все оставить и повторять на распев Маша, Машенька, деточка. Воркования и причитания неподдающиеся записыванию. Сдувать пушинки, носить на груди, выводить на прогулку, кормить, поить, обувать, одевать еще и еще. И все мало… А все-таки при всех затмениях в нашей жизни, как прекрасно, что мы имеем в лице друг друга такое счастье, что трудно поверить. Я люблю тебя самым глупым образом!» – писал много позже Андрей Синявский.

Читать далее…


«Капля, в которой много крови»

О фильме «Нюрнберг, которого не было»

nurnberg_01nurnberg_02Поднесенная к портрету Сталина трубка начинает дымиться. А потом, ближе к концу фильма, дым, очень похожий на трубочный, поднимается от сожженных документов, изобличающих чудовищные сталинские преступления. Тех самых документов, 64 тома которых собрала бывшая революционерка, бывшая узница ГУЛАГа, а в хрущевское время член Комитета партконтроля («Комиссии Шверника») Ольга Шатуновская. Собрала для того, чтобы палачи ответили за свое палачество. Тогда, в конце 1950-х — начале 1960-х, многие из них были еще живы: например, Молотов с Кагановичем, подписавшие 38 679 смертных приговоров, и сошки помельче, лично стрелявшие в затылки невиновных. Они тогда могли сесть на скамью подсудимых.Могли ли?..

Метафора с дымящейся трубкой — главная в фильме «Нюрнберг, которого не было» (сценарий Ирины Васильевой, режиссер Игорь Холодков, продюсер Александр Радов). Это фильм документальный, потому что целиком основан на документах и свидетельствах, и в то же время игровой, потому что в нем участвуют актеры (в том числе Юлия Рутберг) и задана вполне драматургическая форма: радиорепортажа с суда над сталинизмом, «нашего Нюрнберга». Которого не было. Собственно оттого и дымится сталинская трубка: главное зло не осуждено окончательно и потому трансформировалось в смягченное зло нашего времени. Об этом в фильме говорит замечательный философ и писатель, сам бывший политзэк Григорий Померанц, лично знавший Шатуновскую. Женщину, которая первой доказательно назвала Сталина убийцей.

Читать далее…


«Полет над страхом»

polet_02Режиссер Ирина Васильева и продюсер Александр Радов создают сложные фильмы. Не в том смысле, что их тяжело смотреть (это как раз легко и приятно), а потому что темы выбирают непростые. Выпущенные на волю преступники и приговоренные к смертной казни, безумные изобретатели и рациональные мыслители, люди творчества и монахи – это герои, к которым нелегко найти ключ и которых не примешь в свою жизнь просто так. Но, пропустив этих людей через свое сердце, Васильева делает картины, которые принимаются зрителями и отмечаются призами и наградами на различных кинофестивалях.
Так, на фестивале «Окно в Европу» 2008 года Ирина Васильева получила диплом жюри за фильм «Головная боль господина Люмьера», в этом году – приз им. Станислава и Андрея Ростоцких за фильм о философе Григории Померанце «Второй». В ноябре на экраны выходит снятый по сценарию Ирины Васильевой художественный фильм режиссера Веры Сторожевой «Скоро Весна», повествующий о монахине, управляющей хозяйственным подворьем, в котором трудяться потерявшиеся в этом жизни мужики…
С создателями столь необычных во всех отношениях картин беседует кинокритик Сергей Сычев.

Читать далее…


Отзыв на фильм «Второй»

Здравствуйте! Я учусь в магистратуре Высшей школы телевидения(факультет) МГУ. Записываю здесь свои слова, сказанные вслух после просмотра фильма Ирины Васильевой и Александра Радова «ВТОРОЙ». Просмотр состоялся в пятницу 09.10.2009г.
Сказать, что фильм потрясает, нельзя. Он просто медленно, как игла, вползает тебе под кожу и впрыскивает лекарство. На протяжении недолгого времени просмотра каждый берет для себя то,в чем нуждается. Для меня — это рассуждения о Боге, любви,семье. Это очень личное,но для меня, недавно потерявшей бабушку с ее словами обращения ко мне «дитятко моленое» — очень важно, что фильм становится признанным, что слова о вере и любви не натыкаются на злобу, раздражение и неприятие.Стало светать в сердцах людей — это очевидно.

Читать далее…


Из книги Сергея Муратова «Документальный фильм. Незаконченная биография» Москва, 2009 г.

Три объединения, представляющие собой еженедельные (условие не всегда соблюдающееся) циклы портретных фильмов, чаще других привлекают к себе внимание нынешней аудитории: «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (в эфире с 1998 года), «Острова» Виталия Трояновского и Ирины Изловой (с 2000 г.) и «Больше, чем любовь» Александра Радова и Ирины Васильевой (с 2002 г).
Канал «Культура» — последнее поле для экспериментов, где не навязывают условий формата, не утаптывают творческую оригинальность, нет нелепой заредактированности и проплаченной рекламы (канал некоммерческий), и люди ещ¸ не разучились смотреть на человеческие драмы с позиций искусства.

Читать далее…


Газета «ПОДОКОННИК» от 14.08.09 «ВТОРОЙ»

radov_vasil02Сценарист и режиссер Ирина Васильева, дипломант прошлого «Окна в Европу», привезла на фестиваль свой документальный фильм о Григории Померанце — «уходящей натуре, последнем философе и мудреце». Фильм является частью цикла «Больше, чем любовь», идущего на канале «Культура» вот уже десять лет, Ирина Васильева делает его вместе с продюсером Александром Радовым.

Ирина Васильева: Григорий Померанц — человек, имеющий мужество взвалить на себя непомерную ношу — любить больную, заведомо обреченную женщину, и в этом видит смысл своего существования и долг любви. В нашем прагматичном мире он, как инопланетянин. Чего только не было в жизни этого человека — илагеря, и война, и самидат, и диссиденство. Когда мы ему предложили стать нашим героем, он вскричал: «Как?! Я прожил 93 года, а вы хотите уложить это в 39 минут?», но потом согласился. Сейчас самоналичие «говорящей головы» реабилитировано, а раньше это считалось страшным минусом длядокументального кино. Этот айсберг перевернулся совсем недавно. Померанц мог бы говорить бесконечно, но надо понимать, что он старый человек, он мог и заснуть в кадре. Энергетика неизбежно падала, и моя задача была поднять эту энергетику путем картинок, визуальных образов.


Радио передача «ФОМА»

Часть 1:

Часть 2:


СК НОВОСТИ #7-8 от 08.07.2009 МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Пожалуй, только один фильм трезво и отчетливо говорит зрителю от том, что есть и другие пути в поисках себя, любви и мира. Не только одиночество, пьянь, мат и деградация. Новая работа Веры Сторожевой «Скоро весна», снятая по сценарию документалиста Ирины Васильевой, принципиальна тем же, что и 20 лет назад картина Теймураза Баблуани:
она создана художником, выстрадавшим определенность своей жизненной позиции. И рассказывает о цельных людях, как писал В. Божович, не желающих делить свою личность на части. По крайней мере, герои Сторожевой стараются идти по пути противостояния злу и насилию.

Читать далее…


Статья И. Власюк, газета «Антена»

antena_01— Название рискованное. Что может быть больше, чем любовь?

— Для нас больше — значит шире. Мы берем больше земли вокруг этого корня. Мы показываем страсти — надо же как-то будить людей

— Что важнее при выборе героев — масштаб персоны или сила чувства?

— Мы предпочитаем чувства, каналы — имена. У нас есть истории и о простых людях — на любви-то мы собаку съели. Но большим каналам чистые истории не так интересны — им хочется поострее, поскандальнее. Канал «Культура» — редское исключение.

Читать далее…


«Самое интересное в человеке»

Каждый раз удивительно наблюдать, как отражается характер создателя в плодах его деятельности. Даже такое технологичное, коллективное изделие как телепрограмма, все равно несет в себе авторское подобие. Десять лет выходит на телеэкраны документальный цикл «Больше чем любовь». О любви людей, как правило, талантливых, иногда — гениев, иногда — очень знаменитых, а иногда — не очень. Борис Пастернак и Ольга Ивинская, Рихард Зорге и его русская жена, генерал Колчак и Анна Тимирева, Тургенев и Виардо, Олег и Лиза Даль… Каждый фильм сделан на свой лад, документальные мелодрамы, трагедии и комедии, авантюрные романы — вместе они слагаются в монументальную фреску. Если мир — театр, то люди в нем — герои-любовники. Никому этой темы не миновать. Проект изобрели и делают на своей студии «Фишка-фильм» продюсер Александр Радов и арт-директор Ирина Васильева, Саша плюс Ира, муж да жена. Недавно на канале «Культура» прошел двухсерийный фильм «Фишки» об Андрее Синявском и Марии Розановой — «Абрам да Марья». Но и жизнь создателей — готовый сценарий для фильма из их собственного цикла. Александр Радов — обозреватель раннеперестроечного легендарного «Огонька», писатель, социолог, кандидат философских наук, человек с больной совестью шестидесятника и здоровой активностью предпринимателя. Ирина Васильева — сценарист, лауреат сценарных конкурсов, автор трех поставленных и десятка непоставленных сценариев, известных «в узких кругах», нашедшая прибежище на телевидении в те же раннеперестроечные годы.

Читать далее…


Александр Радов и Ирина Васильева: «За независимость нужно платить»

radov_vasil01В прошлый раз мы говорили о взгляде на документалистику с представителем крупного федерального телеканала. Теперь попробуем взглянуть на тот же предмет с другой стороны. Сергей Сычев встретился с руководителями одной из главных независимых студий — производителей неигрового кино в России «Фишка-Фильм» Александром Радовым и Ириной Васильевой.

— Каковы тенденции телевизионной документалистики? Чего требуют от авторов каналы?

И.В.: Есть общий дух времени. При некоторых модификациях у каналов приблизительно одинаковые черты.

А.Р.: Формально это выставляется как соответствие международным требованиям, стандарту ВВС.

И.В.: Три слона, на которых держится международный формат, — синхрон, хроника и дикторский текст.

А.Р.: Вслед за Западом у нас в документальных проектах укоренились и игровые реконструкции. Кто-то делает это талантливо, а кто-то — нет.

И.В.: Есть и нюансы, отличающие один канал от другого. «Первый канал» позволяет себе работать с очень широким спектром фильмов. Там больше исключений, он свободнее, чем другие, увереннее в себе. Живая струя в мертвом русле. Например, купили для показа наш фильм «Б.О.Г. и «Божена», где нет дикторского текста. Это не формат. Но они не потребовали ни единой поправки. Мы были потрясены.

— Есть ли там жанры, которые вообще не представлены на других каналах?

И.В.: «Гении и злодеи», например. Это докудрама, но очень высокого уровня креатива. Хуже ругательства, чем «артхаус», на телевидении нет. Хуже мата.

Читать далее…


Назад