Река по имени «Факт»

В последний день сентября в киноцентре Tribeca Cinemas в четвертый раз откроется в Нью-Йорке Фестиваль российского документального кино. Три дня на экране будет звучать русский язык.

new_york_paper
Учредитель фестиваля — корпорация «Новый Журнал» — представляет удивительную по новизне и насыщенности программу новых фильмов. Многие из них удостоены многих наград, как в России, так и за рубежом. Фестиваль отмечен двумя особенностями: очень много женщин – на экране и за кадром. Американские феминистки могли бы порадоваться такому расцвету женского кино. Второе – неожиданная тематическая подборка прекрасных писательских имен. Судите сами.

На открытии фестиваля состоится премьера полнометражного фильма «На улице прекрасная погода». Режиссер Марина Разбежкина (на снимке справа), один из ведущих мастеров документального кино России, лауреат более 20 международных кинофестивалей, познакомит зрителей с писателем Людмилой Петрушевской.

petrushevskaya

Картина невероятная, прежде всего, по атмосфере: между двумя женщинами — Режиссером и Писателем – установлен такой мост доверия, на котором зрителю дышится легко над бездной. Петрушевская (на снимке слева) открыта настежь. Нет человека, который не знает фильм «Сказка сказок», снятый по ее сценарию Юрием Норштейном. Я помню день, когда ему вручили серый бланк телеграммы в Союзе кинематографистов, на котором был странный текст о том, что отборочная комиссия Олимпийского комитета (!!!) США, отсматривая фильмы со всего света для формирования развлекательной программы в дни Олимпийских игр, признала фильм «Сказка сказок» лучшим фильмом всех времен и народов.

— Что вы испытываете, когда смотрите этот фильм? – спрашивают Петрушевскую в фильме.
— Плачу, — отвечает она. – Когда кружатся и падают с неба похоронки… Всегда плачу.

Зритель наверняка знает другой фильм Ю.Норштейна – «¨жик в тумане», но в фильме М.Разбежкиной всем даруется редкая возможность убедиться, что это – чистая правда, что Норштейн для ¨жика позаимствовал носик Петрушевской…

Она говорит и слушает, поет и научает, но стоит ей замолчать, задуматься, как из тумана выходит ¨жик… Глаза его блестят, носик принюхивается к тому, что вокруг, и бросается в жизнь.

Людмила Петрушевская – один из редчайших по своей пронзительности драматургов и прозаиков России, предстает беззащитной, хрупкой, доверчивой, а главное – преподносит урок: как сохранить в себе, пробудить, вернуть к жизни способность творить.

Не упустите эту редчайшую возможность в одном фильме познакомиться с двумя талантливыми женщинами, которые так и живут в стране, которую мы покинули. Живут и творят. И дай им Бог сил на это.

В этот же день состоится показ фрагментов фильмов выпускников мастерской М. Разбежкиной. Среди них такие сложившиеся режиссеры, как Ольга Маурина, Валерия Гай Германика – призер «Кинотавра» (2006), Mention spéciale премии “Золотая камера” в Каннах (2009), «Ника» (2009) и др. Представит программу мастер – Марина Разбежкина.

Фильм режиссера Андрея Зайцева «Веселый солдат» готовит встречу с известным писателем Виктором Астафьевым. Большая подборка хроники и старых фотографий из семейного альбома раздвигает временные рамки до начала минувшего века. И поразительно меняется контекст, в котором бытийствует и сам современный писатель, и его герои. Приподнимает завесу над тайной формирования системы ценностей у старого человека, который – не нападая – занял глухую оборону в отстаивании своих представлений о добре и зле. Добротное старое документальное кино, снятое неспешно – в согласии с ритмом речи Астафьева.

nekrasovФильм «Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах», сделанный А.Шишовым и Е.Якович, знакомит зрителя с воином, писателем и эмигрантом. Неспешный рассказ, который ведет сам Некрасов – голос его сохранился на старых бобинах. Километры пленок хранят его монологи на радио, диалоги с Александром Галичем… А чего нет на пленках – рассказывают фотографии, пасынок и друзья. Один из которых – Марлен Хуциев, другой – Павел Лунгин, родители которого давали в Москве приют Вике, как называли Некрасова близкие.

Удивительная по интимности картина, в которой авторам удалось избежать обличительного пафоса, и зритель волен сам – про себя – и выругаться, и залиться слезами, наблюдая за тем, как Вика выходит в Бабьем Яру в день памяти жертв, в тощей курточке — навстречу тем, кто запрещает траурный митинг. Как поносит его Хрущев, как выдавливают за границу…

yakoВойдите в мир фильма — и вы почувствуете, как гора «люблю», обращенного к Некрасову, сталкивается с горой «ненавижу» по отношению к системе, задавившей его. Редкий случай полноты амбивалентности чувства… И заслуга в этом — создателей: они не взяли на себя перетяжелить ни одну чашу весов… Они оказываются равновесными партнерами – Поэт и Власть. И насколько прекрасен Он, настолько же отвратительна Она… Фильм представляет режиссер Елена Якович (на снимке).

В программе фестиваля еще один портрет — «Дневник Дивы» — фильм о солистке «Метрополитэн Опера» Анне Нетребко режиссера А. Митрохиной.

Два фильма о крупнейших фигурах российской культуры, оставивших нас недавно, представит режиссер Петр Шепотинник. «Незаконченный разговор» — об актере Михаиле Козакове и «Лирика» — об Андрее Вознесенском. В интервью Шепотиннику потерявший голос, уходящий Вознесенский говорит о своих ощущениях от начала 21-го века, о том, каким он видит будущее России. Фильм снят в 2008 году, но по желанию поэта был показан только после его смерти. Премьера состоялась в Москве, в Доме литераторов, в феврале 2011 года. Этот показ — американская премьера.

Также будут показаны работы о русской провинции.
В фильме «Река жизни» зритель снова встретится с писателем. На сей раз это Валентин Распутин. С болью говорит он о проблемах Ангары, об история гибели деревни, о страдании бесприютного народа, который из-за строительства гидроэлектростанции вынужден переселяться, оставляя воде могилы своих предков. Автор – один из ведущих режиссеров страны — Сергей Мирошниченко.

«Бегущие сельской тропой» — это рассказ о современном Доне и людях, живущих на его берегах. Впервые в Америке будет представлена работа провинциальной киностудии России – фильм талантливых ростовских кинодокументалистов, рассказывающих о своих земляках. Призер фестиваля «Соль земли»-2010 (Самара). Производство Ростов-на-Дону, Дон-ТР. Режиссер – Олег Афанасьев.

vasilevaФильм «Болото» я жду с нетерпением, так как это картина моих друзей юности, и редкий случай в документальном кино — сатирическая комедия. Работа удостоена многих наград, среди которых – первый приз «ТелеПрофи-2010». Режиссер – Ирина Васильева (на снимке), обладательница приза имени других друзей моей юности – отца и сына Станислава и Андрея Ростоцких, лауреат фестиваля «Окно в Европу» (2009).

Мне удалось дозвониться до автора.

— Ира, что это за фильм, что за жанр?

— Комедия – действительно редкий жанр в документалистике, несмотря на обилие абсурда в реальной жизни. Простая история о патриоте Сусанине, который повел польских захватчиков ложным путем и погиб от их сабли, совершенно нормальна, если бы на нее испокон века не накручивали великодержавный пафос. Исуповское болото в Костромской глубинке – единственное в мире болото, которое охраняется государством как исторический памятник. Комедия — в сочетании несочетаемого: великого национального мифа о том, как славно умереть за царя, и убогой жизни, полной простого желания выжить, несмотря на царей. Мне кажется, что вечные две российские беды — не дураки и дороги, это уже производные от главных. Первая главная наша беда – власть. Вторая – народ. И вечная их раздельность. И неразрывность этой раздельности. Но фильм – комедия только во-первых. Во-вторых, это опера!

— Документальных опер вообще не бывает…

— Да, но нам хотелось слепить этакого кентавра из нашей деревенской простоты и патетического, барочного Глинки. «Жизнь за царя», между прочим, — любимая опера царя Сталина. Он только название поправил, довольно деликатно. Просто «Иван Сусанин». Мог бы назвать «Жизнь за генералиссимуса». Но в новые времена райцентр Сусанино без обиняков назвал туристический маршрут по болоту «За веру, царя и отечество» с целью копеечку заработать и в духе времени прозвучать. Ведь сегодня вновь, кажется, из всех искусств для нас важнейшим является этот миф о верноподданнической жертве. Народу без царя в голове и без гроша в кармане надо же предложить что-то духоподъемное. Дорогу к месту паломничества патриотов, правда, так и не сделали, — «Как свернул, так утонул». Музей подвига есть, но ни кафе, ни гостиницы, типичная «дыра», так что организованный туризм себя финансово не оправдал. Однако, народ потянулся. Нам без святыни никак – в день до десяти свадеб случается у памятного камня над болотом, как в языческие поры все деревья вокруг опутаны разноцветными ленточками на счастье, вся округа завалена мусором и бутылками.

— Как ты вышла на этот материал?

— Бывают такие подарки судьбы! А в этом поселке Сусанино вс¸ дарит документалиста смыслами и парадоксами. Памятник Ленину, который в доме Ипатьева в Екатеринбурге оборвал династию Романовых, так и стоит на площади перед администрацией. И тут же неподалеку Иван Сусанин, благодаря которому в Ипатьевском монастыре в Костроме венчался на царство спасенный Михаил, первый из Романовых. А в администрации сидит вечный такой глава с одной речевкой в голове о том, что мы великая нация и имеем право. Зачем-то сразу наврал нам, что сегодня им строжайше объявлен субботник, и весь чиновничий аппарат поедет после обеда к сусанинскому камню убирать за туристами следы патриотического изъявления. Напрасно ждали мы в засаде, этого эпоса ни в жизни, ни в фильме не случилось. Зато случился другой незапланированный эпизод, запечатленный на случайно не выключенную камеру (он, правда, в короткую версию фильма не вошел) – как нас погнали от единственного на всю округу прибыльного бизнеса. Шапочный пошив – былая слава Сусанино. Еще был костромской сыр, еще был конезавод, ярмарки, да все куда-то в болото ухнуло. Работы в округе никакой, мужики ездят за 500 верст на вахту в Москву, охраняют там рынки. Дай, думаем, снимем хоть какой позитив, как сусанинские шапки возродились. Оказалось, секретный объект, заказ Министерства обороны. Мы, падая от смеха, пытаемся выспросить у грозной директрисы, не танки ли тут шьют, не шапки ли Мономаха какие-нибудь двуглавые. Нет нам ответа, только сердится директриса: «Вы взрослые люди, сами должны понимать – военный заказ, по юдашкинскому крою!». На каждом шагу проваливаешься в историю, как в болото. Родню героического Ивана в 1619 году царь наградил и освободил от налогов и рекрутской службы. А при Екатерине II часть привилегий отняли, так как потомки патриота стали шалить: приезжающих высоких особ не чтили, а на жизнь зарабатывали разбоем и грабежом.

— Что изменилось там 400 лет спустя?

— Ничего тут не изменилось. Кто тут высоких особ чтит, с каких заработков люди живут? Жива история, жива! Потому и воскрес Сусанин, чтобы мы, потомки, имели пример чинопочитания и оставили нехорошие привычки. Но воруют, отколупывают даже плитку, ведущую к мемориальному камню. Наш герой, дед Сизов, говорит, что когда-нибудь сам камень упрут, чтобы капусту квасить. Он двух сыновей потерял, от горя ноги отказали, но ампутировать не дал, пересилил, каждый день ковыляет до камня. Там он себе и рюмочку зарабатывает у туристов, читая наизусть поэму Рылеева о Сусанине. Силен наш патриотизм, никакого в нем парадокса люди не обнаруживают — ну хоть в зазоре между горячей верой в само слово и простой заботой о земле, о чудесных людях и зверях, ее населяющих. Зверье ушло, а люди… только плакать над их вечной бедой и восхищаться их витальности, таланту, оптимизму. Но спроси, от кого мы защищаться должны, ни за что не поверят, что от самих себя. Беседки у камня красивые похабщиной исписали и сожгли? Так это Голливуд, скажет нам могучий егерь Владимир Шахонский, который в роли Сусанина водит туристов по болоту – «Из Голливуда всякое насилие к нам идет, вс¸ оттуда». И слова нерусские. «Дежа-вю» — многозначительно произносит он. Хоть оно и нерусское, а ключевое слово российской жизни. Особое течение российского времени – не векторное, как, скажем, в Европе, которая училась на ошибках, в котором оно течет, меняет что-то. А наше — круговое, возвратное, мифологическое. Как часы с отвалившимися стрелками. Как болото. Оно, хотя и опасно, но по-своему гармонично, мудро и красиво. Пасквиль – не мой жанр. Если в фильме и есть удивление нашим неизбывным парадоксам и неизлечимым болезням, но вс¸ же я его люблю всей глубиной души и, как тот болотный кулик, его славлю.

Отдельный блок программы фестиваля
посвящен жертвам Холокоста и ГУЛАГа:

«Арифметика свободы». Режиссер Александр Марутян. Фильм о единственном за Вторую мировую войну успешном восстании узников в концлагере «Собибор» (Польша), где было уничтожено более 250 тысяч евреев из Литвы, Польши, Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР.
«Молите Бога о нас» (Бутовский полигон). Режиссер Алексей Илюхин. Спецобъект НКВД в 1930-е годы, «Русская Голгофа», Бутовский полигон превратился в место скорби для России. Несколько сотен убиенных на Бутовском полигоне в последнее время причислены к лику святых мучеников. На месте захоронений построен храм в честь св. Новомучеников и Исповедников Российских.

Также будут показаны фильмы молодых режиссеров стран диаспоры:

«Болевые точки». Призер фестивалей «Послание к человеку», «АРТкино» (главный приз), «Россия» (специальный диплом жюри). Режиссер Иван Твердовский, ВГИК. Фильм-элегия молодого режиссера о молодой героине, пытающейся разобраться в себе и мире.
«Художники Одессы». Режиссер Дмитрий Хавин (США). Лауреат Третьего фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке. Ностальгический взгляд молодого нью-йоркского режиссера на родину его предков. Перед зрителем предстает Одесса Бабеля, Жаботинского, Эйзенштейна, Кандинского и других.
«Камчатка». Режиссер Даниэль Левин (США). Работа американского документалиста рассказывает об экологических и экономических проблемах российской Камчатки. Журналисты, экологи, егеря – те, кто бесстрашно противостоит браконьерству и коррупции на этих тихоокеанских землях современной России – рассказывают о своей борьбе и надеждах. Перед зрителем предстает прекрасный, но гибнущий мир камчатской природы.

Завершит фестивальные показы премьера фильма о еще одном писателе – о Сергее Довлатове. Называется фильм «Демарш энтузиаста» (режиссер Сергей Коковкин). О Довлатове вспоминают и рассказывают его близкие — Елена Довлатова, Ксана Мечик, Лев Лосев, Соломон Волков, Виталий Комар, Людмила Штерн, Вагрич Бахчанян, Александр Генис и многие другие. В исповедальных историях раскрывается богатый непредсказуемый характер писателя и невольно возникает «эффект присутствия» Сергея Довлатова в нашей сегодняшней жизни.

В дни фестиваля пройдут встречи с российскими режиссерами и представителями русскоязычной диаспоры.

Информация: www.rusdocfilmfest.org
Контакт: rusdocfilmfest@gmail.com
Директор фестиваля: Ксения Адамович

Александра Свиридова, Нью-Йорк, Интернет-газета «Мы здесь»

Назад