В православном кино документалистика теснит игровые фильмы
В конкурсной программе было представлено более 40 фильмов из Украины, России, Беларуси, Грузии, Молдовы, Польши, Латвии. «Покров» – первый и пока что единственный в Украине международный фестиваль такого рода. Несмотря на свою вроде бы узкую тематику, с каждым годом он набирает обороты, привлекая в залы многочисленных зрителей, разных и по возрасту, и по степени религиозности, но единых в любви к кино и приверженности христианским ценностям. Все это происходит благодаря фестивальной команде во главе со священником Александром Акуловым, стремящейся собрать со всего православного мира лучшие работы о христианском образе жизни, о великих святынях, о людях веры. Уже стало традицией открывать фестиваль большой премьерой. В разные годы это были такие знаковые фильмы, как «Остров» Павла Лунгина, «12» Никиты Михалкова, «Адмирал» Андрея Кравчука, сломавшие стереотипы о «скучном» и некоммерческом православном кино. Казалось бы, такие фильмы-открытия должны затмевать остальные конкурсные работы. Однако уровень документальных картин, присланных на фестиваль, растет из года в год не только количественно, но и качественно. Причем ярким свидетельством того, что православная документалистика теснит игровое православное кино, явилось награждение прошедшего фестиваля.
Наряду с щедрым поощрением призами документальных работ жюри приняло решение не вручать в этом году премии в номинации «Игровое кино». Хотя, конечно, игровых картин было несравнимо меньше – всего пять. В этом году фестиваль открылся художественным фильмом «Скоро весна» Веры Сторожевой, знакомой широкой публике прежде всего по ее работе «Небо. Самолет. Девушка». Но фильм в Киеве представляла не режиссер, а его сценарист Ирина Васильева, которая одновременно привезла еще две свои документальные режиссерские работы – «Братия Карамазовых» и «Любовь и больше, чем любовь». Интересно то, что хоть ставка и делалась на художественный фильм-открытие, в котором играют известные профессиональные актеры Ксения Кутепова, Сергей Пускепалис, однако награды Васильева увезла в Москву как раз за неигровые картины. Фильм «Братия Карамазовых» занял первое место в номинации «Документальное кино». Кстати, история «Братии Карамазовых» легла в основу сценария снятого позже фильма «Скоро весна». И все же художественный фильм оказался слабее. Герои в художественном фильме выглядят недостоверно, а история – неубедительно. И даже сама Васильева, будучи сценаристом игрового варианта, в частной беседе соглашается с тем, насколько проигрывает он документальному. А ведь реальная история потрясает своей необычностью и пронзительностью. Но потрясает она увиденная в документальных кадрах, где живут настоящие, непридуманные люди с их страстями, муками и духовными подвигами. История подворья, организованного вдали от города усилиями двух молодых монашек и одного монаха, где нашли приют и трудятся более 80, казалось бы, совершенно безнадежных людей – бывших преступников, алкоголиков и других опустившихся, глубоко несчастных людей, не знающих ни любви, ни света, ни покоя, но ищущих их. Фильм честный, это не розовые пузыри о безоблачной жизни и легкости исправления припавших к церкви. Это фильм о душевном труде, которому посвящают себя и две юные, но очень мужественные монашки, и, собственно, сами «братья Карамазовы».
Также впечатлил зрителей и жюри второй документальный фильм Ирины Васильевой – «Любовь и больше, чем любовь», повествующий о крупном российском ученом, изучающем работу мозга и преуспевшем на этом поприще в миру, но ставшем монахом Донского монастыря, игумене Феофане (Крюкове), впоследствии восстановившем свою научную деятельность в монастыре. Обилие интересных документальных фильмов отразилось на решении жюри присудить две вторых и две третьих премии в этой номинации. В частности, фильм «Любовь и больше, чем любовь» разделил третье место с не менее блестящим фильмом «Император, который знал свою судьбу» режиссера из Санкт-Петербурга Романа Ершова.
Елена Болдырева, «Народная газета» (Беларусь)